При эксплуатации транспортных средств, попадающих под оснащение тахографами, перевозчикам необходимо следовать требованиям по соблюдению режима труда и отдыха. Это возможно только в случаях правильной установки тахографов на транспортное средство организациями допущенными ФБУ «Росавтотранс».
На представленных слайдах показаны случаи установки тахографов мастерскими, когда при эксплуатации ТС автоперевозчик будет нести потери и возможно ответственность за неправильное функционирование тахографа.
Наша Ассоциация расскажет вам о рекомендациях наших специалистов и о правилах, которые вам пригодятся при общении с мастерскими в процессе обращения к ним по установке и обслуживанию тахографов.
Примеры нарушений
На фото изображена установка цифрового тахографа DTCO 1381 на автобус. При установке мастер должен был произвести замену и установку датчика движения в коробку передач. В место этого он прикрутил его изолентой под щиток приборов, что является грубым нарушением.
На фото изображена установка тахографа Меркурий на автомобиль ВОЛЬВО. В данном варианте эксплуатация одновременно двух тахографов разного назначения находится под вопросом. Установка тахографа Меркурий произведена только с подключением к электропитанию и антенне ГЛОННАС. Подключение датчика движения отсутствует. В документах выданных от мастерской было прописано, что на данное транспортное средство установлен
тахограф КАСБИ
На фото изображена установка тахографа DTCO1381 на автомобиль ПАЗ. При установке должен быть проложен электро-кабель согласно регламента производителя тахографа. В данном случае мастер установил датчик скорости и тахограф, но не поменял электро-кабель, а просто протянул дополнительный электропровод и закрепил изолентой, что является нарушением.
На фото изображенаустановка тахографа КАСБИ на автомобиль. При установке тахограф не был закреплён а просто положен на верхнюю полку. Тахограф подключен только к электропитанию и антенам ГЛОННАС и GPS. Однако по требованиям должно быть подключение и к датчику движения. Электропроводка выполнена кабелями бытового назначения, не соответствующими требованиям к подвижному составу. Было получено письмо от производителя тахографа о нарушениях и рекомендовано мастерской произвести правильное подключение тахографа согласно требованиям.
Правило 1.
При обращении в мастерскую убедитесь, что она имеет допуск на право работы с тахографами. Для этого вам необходимо зайти на сайт организации, ведущей реестр допущенных мастерских с указанием адресов выполнения работ - http://rosavtotransport.ru, и попросить у мастерской показать свидетельство о допуске на котором указан номер мастерской (клеймо). Обратите внимание на то, что выполнение работ по адресам, не указанным в реестре ФБУ «Росавтотранс» в качестве адреса выполнения работ, считается нарушением и влечёт за собой ответственность не только мастерской но и заказчика работ (автоперевозчика).
Мастерские и руководители мастерских несут ответственность за работу с чужими клеймами и по адресу незарегистрированному в реестре ФБУ «Росавтотранс» на выполнение работ.
ПРИМЕР
Вы на своём ТС провели калибровку 5 марта 2014г. в мастерской, которая расположена на удалении 500 км. от своего адреса указанного в реестре ФБУ «Росавтотранс». При проверке на дороге в этот же день, инспектор сверяет данные, выгруженные из тахографа, наклейку или сертификат выписанные мастерской и выявляет что сегодня 5 марта 2014 года, 2 часа назад ваше ТС находилось на обслуживании тахографа в мастерской у которой указан адрес выполнения работ 500 км от места проверки.
ИТОГ
В данном случае инспектор может, предположить, что водитель произвёл манипуляцию с тахографом, так как от места адреса нахождения мастерской до места контроля прошло 2 часа, а расстояние составило 500 км. Как показывает Европейский опыт, инспектором может быть составлен протокол на водителя, в лучшем случае привлечена другая мастерская для проверки на манипуляции. И это не считая потерянного времени простоя ТС.
Правило 2.
Попросите у мастера показать карту мастерской. На предъявленной карте должна быть указана следующая информация: наименование мастерской (оно должно совпадать с названием мастерской указанной в реестре ФБУ «Росавтотранс» по данному местонахождению), фамилия и имя руководителя мастерской или ответственного лица, назначенного приказом мастерской. Все работы с цифровыми тахографами на вашем ТС имеет право выполнять только лицо у которого имеется карта мастера, выданная на его имя, или лицо прошедшее необходимое обучение и назначенное приказом по предприятию с закреплением за ним обезличенной карты мастерской. Согласно требованиям к мастерским, работы, выполняемые по установке, активации, калибровке, должен выполнять мастер, прошедший специальное обучение. Работы, выполненные сотрудником не прошедшим специального обучения (не получившего допуска), считаются недействительными.
Руководитель мастерской несёт ответственность за допуск к работе сотрудника не прошедшего соответствующего обучение на данные виды работ.
Правило 3.
Убедитесь, что тахограф, предложенный мастерской для установки внесён в реестр ФБУ «Росавтотранс» по адресу http://rosavtotransport.ru в разделе “Сведения о моделях оборудования, модели тахографов”.
Правило 4.
При приобретении и проведении активизации тахографа с блоком СКЗИ по приказу № 36 и выполнении других работ, убедитесь что у мастерской существует вся разрешительная документация на работу с криптосредствами. Всю информацию по требованиям к разрешительной документации вы можете получить по адресу http://rosavtotransport.ru в разделе “Разъяснение по лицензированию в ФСБ России”.
Правило 5.
При принятии работ, проведённых мастерской по установке, калибровке тахографа внимательно осмотрите: места соединения (подключения) тахографа к бортовой электросети и датчику движения, соответствует ли установленная мастерской электропроводка требованиями к эксплуатации на подвижном составе, установленные пломбы на коробке передач (датчике движения), пломбы на тахографе. Проверьте калибровочную табличку (если она необходима по требованиям, если таблички нету, сделайте техническую распечатку) и сверьте данные, указанные в ней, с данными, указанными в техническом талоне ТС, данными мастерской, номерами пломб, их количеством на вашем ТС если количество указано в документе.
В случае если вам не установят пломбы, неправильно оформят документы, а вы подпишите акт приёмки работ, исполнитель (мастерская) снимает с себя ответственность за выполненные работы.
Правило 6.
При приобретении карт водителей и предприятия, к тахографам с блоком СКЗИ, соответствующих Приказу № 36 от 13 февраля 2013 г Министерства транспорта РФ, убедитесь, что организация по распространению карт имеет разрешительные документы к данному виду деятельности, а именно лицензию ФСБ России на данный вид деятельности. Вся информация по адресу ФБУ «Росавтотранс» http://rosavtotransport.ru в разделе “Разъяснение по лицензированию в ФСБ России”.
При приобретении карт водителей и предприятия, используемых в цифровом тахографе при осуществлении международных автомобильных перевозок, действует Приказ от 20 октября 2009 г. N 180 Министерства транспорта РФ. Лицензия ФСБ России для организаций распространяющих данные карты не требуетъся.
К цифровым тахографам (предназначенным для использования только на территории России), соответствующим техническому регламенту № 720, требование к картам не прописаны. Использование в тахографах карт, не указанных в Перечне сведений о моделях карт тахографа на сайте ФБУ «Росавтотранс», нелегитимно.
Со списком организаций допущенных к распространению карт для тахографов, вы можете ознакомиться на сайте ФБУ «Росавтотранс»
Организации распространяющие карты для тахографов, должны руководствоваться законодательством России, объясняя потребителям легитимность карт и их предназначение.
Правило 7.
Обращаясь в организацию для приобретения оборудования по скачиванию данных с тахографа и карточки водителя, а так же программного обеспечения для хранения и анализа выполнения режима труда и отдыха водителя, рекомендуем обратить внимание на многообразие программ и оборудования. Есть программы с лицензиями на 1 год и ограниченным количеством ТС, а есть без ограничения. Поэтому, прежде чем приобрести, попросите демонстрационную версию и сравните с другими производителями. Обратите внимание, есть ли у производителя техническая поддержка. Совместимо ли оборудование с тахографами установленными на ваших ТС.
ВНИМАНИЕ: Не всё считывающее оборудование может работать корректно со всеми выпускаемыми тахографами а в некоторых случаях вообще не может выгружать данные с тахографа и карт мастерских.