12.04.2017

Пять ДТП с пострадавшими, в которых участвовали пассажирские автобусы, было зарегистрировано в Приамурье за три месяца - «аварийная» статистика изменилась в лучшую сторону, но от этого общественный транспорт безопаснее не становится.

Кто чаще бывает виновником таких ДТП, чем грешат водители «маршруток» и за что их штрафует полиция, выяснил наш корреспондент.

Привычная поездка в городском автобусе может обернуться незапланированным «больничным» - именно так 20 марта завершился рабочий день одного из благовещенских кондукторов. Иномарка и общественный транспорт не поделили перекресток в районе улиц Ленина-Комсомольской, в результате чего пострадали два человека.

Подобных случаев в столице Приамурья с начала года произошло 4, еще одно дорожно-транспортное происшествие с участием пассажирского автобуса случилось в Свободном. Если прибавить сюда аварии, участники которых отделались лишь легким испугом, цифра окажется еще внушительней.

Между тем статистика отмечает положительную динамику: за три месяца прошлого года в ДТП с пострадавшими попали 9 городских автобусов, сообщает управление ГИБДД России по Амурской области, а в 6 случаях правила дорожного движения проигнорировали водители пассажирского транспорта, тогда как в этом году - только один.

Мы решили выяснить, свидетельствует ли снижение аварийности о том, что поездки в городских автобусах стали более комфортными и безопасными, и отправились в вояж по амурской столице на самом доступном общественном транспорте.   

Не болтать!

Подобный эксперимент позволяет увидеть многие «темные» стороны муниципальных пассажирских перевозок. Мы провели полдня в 6 автобусах разных маршрутов и, забегая вперед, отметим: добрая половина водителей нас разочаровала.

Итак, путешествие началось с востребованного в областном центре маршрута № 36 - эти автобусы начинают свой путь от перинатального центра и едут практически до Первомайского парка. За рулем - водитель с приличным жизненным опытом и, хочется верить, стажем. В салоне работает кондуктор, а каждую остановку объявляет громкоговоритель. Это, кстати, важно - если нет громкоговорителя, сообщать об остановках обязан кондуктор. В противном случае КоАП предусматривает административное наказание. Поездка прошла без инцидентов и замечаний, и мы продолжили вояж по Благовещенску на следующем рейсовом автобусе.

Итак, автобус № 4 уверенно вел молодой человек, которому на вид можно было дать около 30 лет. «Молодые водители наверняка дадут повод для недовольства», - напутствовали в редакции. И ведь не ошиблись. Едва автобус тронулся с места, рулевой «завис» в телефоне - только за первые 15 минут поездки он четыре раза отвечал на звонки и звонил сам, практически не выпуская мобильный из рук даже на поворотах и потенциально опасных перекрестках. Кондуктора в салоне не было, поэтому водитель сам рассчитывал пассажиров - точно так же, не затрудняясь прервать телефонный разговор. О названиях автобусных остановок пассажирам пришлось догадываться самостоятельно - громкоговорителя в автобусе не было.

Следующей стала поездка по маршруту № 24: из экипажа - только водитель, такой же молодой, как и его предыдущий «коллега». Мысленно приготовившись к очередным неожиданностям, отправились в путь. Но этот рулевой явно не страдал зависимостью от сотовых телефонов, не старался проскочить на желтый сигнал светофора, рискуя попасть в аварию, и даже больше - сам стал жертвой хамства на дороге. Его дважды «подрезал» лихач за рулем маршрутной «четверки», которому уж очень хотелось первым добраться до остановки и повернуть на светофоре. К счастью, довольно скоро пути двух автобусов разошлись, и на этом инцидент был исчерпан.

Новый маршрут, но старая проблема: водитель автобуса № 31 тоже не мыслил рабочего дня без переговоров по мобильнику. Беседы велись долгие и глубокомысленные, а оборудовать телефон специальным техническим устройством, позволяющим разговаривать без использования рук, или включить громкую связь его владелец не счел нужным. Между прочим, такая беспечность преследуется Кодексом об административных правонарушениях, поэтому пассажиры вправе потребовать прекратить переговоры за рулем.

Завершающим аккордом стала поездка на автобусе № 11. В конце рабочего дня больше всего хотелось поскорее добраться домой после утомительных путешествий, но рулевой так не считал. Он не просто соблюдал скоростной режим, а вполне мог бы претендовать на звание самого медленного водителя. Впрочем, тише едешь - дальше будешь. Отдельное спасибо за чехлы на пассажирских сиденьях: они хоть немного радовали человека, который за полдня избороздил амурскую столицу вдоль и поперек в положении сидя. В целом этот общественный транспорт оставил приятные впечатления. Правда, информацию об остановках тоже до пассажиров никто не доводил, а просьба предоставить билет привела водителя в некоторое замешательство, но в его кармане все-таки нашлись заветные листочки. Как оказалось, самый безопасный общественный транспорт из всех изученных нами за день оказался муниципальным. К слову, во всех автобусах, где не было кондуктора, билеты выдавались только по просьбе пассажиров.

«Летчики» за рулем

Мы собрали самые частые жалобы амурчан на водителей общественного транспорта, и лидером оказались не отвлекающие внимание разговоры по телефону - с этим пассажиры еще готовы смириться. Общее недовольство, если не сказать возмущение, касается манеры вождения, которая зачастую далека от идеальной.

Водители пассажирских автобусов нередко грешат превышением скорости, ссылаясь на отставание от графика, лихо поворачивают на перекрестках, вылетают на желтый сигнал светофора, завершая маневр уже на уверенный красный, практикуют резкое торможение и не очень берегут пассажиров на ухабистых участках дороги. Как при этом чувствуют себя те, кто находится в салоне, вероятно, никого не интересует.

Еще одним поводом возмутиться послужила громкая музыка - к счастью, сегодня навязчивое музыкальное сопровождение в автобусах встречается все реже.

Тройку народного недовольства замкнуло сезонное явление: обычная весенняя духота в салоне. Эффект инкубатора обеспечивают наглухо закрытые окна при включенной печке и плюсовой температуре за окном. Многие пассажиры стесняются открыть форточку или сделать замечание экипажу пассажирского транспорта, другие не хотят услышать в ответ недовольство соседей, которым «дует». Между тем, согласно государственным стандартам, в салоне общественного транспорта температурный режим должен быть оптимальным, ведь комфорт пассажира - одно из главных требований к перевозчикам. И заботиться об этом, вероятно, должны не только владельцы пассажирских автобусов, но также водители и кондукторы.

Штрафные санкции

Нарушения организации перевозок, которые замечают пассажиры, иногда оказываются лишь верхушкой айсберга. Касается это и внутригородского, и межмуниципального общественного транспорта. С начала года управлением ГИБДД УМВД России по Амурской области было проверено 362 автобуса, осуществляющих перевозки пассажиров, и 19 перевозчиков оказались не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Только в марте в отношении водителей пассажирских автобусов было возбуждено 31 дело об административном правонарушении. В 7 случаях рулевые отправлялись в рейс без обязательных тахографов, которые позволяют регистрировать скорость и режим труда и отдыха экипажа, еще 7 человек сели за руль неисправных или запрещенных к эксплуатации автобусов.

В 2016 году в отношении водителей было возбуждено 521 дело об административном правонарушении.

Источник: https://www.teleport2001.ru/news/2017-04-12/91926-dtp-s-avtobusami-i-marshrutkami-vse-chashche-proishodyat-v-priamure.html